Беслан Цечоев: «Въездная арка в Магас круче Триумфальной арки в Париже»

Беслан Цечоев: «Въездная арка в Магас круче Триумфальной арки в Париже»

Мэр города Магас, заложенной 22 года назад столицы Ингушетии, рассказывает про автобусные остановки как в Дубае и сносе самодельных пристроек.

Знаете, я помню, 25 лет тому назад на месте города Магас было просто поле, огромное поле, засеянное картошкой, то есть там не было ни одного столба, ни одного дерева, не было вообще ничего. Изначально город закладывался как столица республики. Это такой единичный случай в России, в мире не скажу.

Почему решили на чистом поле, именно на этом месте построить? Мы делали раскопки, и тот древний город Магас, столица древнего государства Алания находился именно на этом месте. Это научно доказано, что город Магас находился именно там. Древнему городу Магас 1073 года исполнилось в этом году.

Современный город и был заложен там 22 года назад, но тогда было построено только несколько домов. Его интенсивное строительство, расширение, развитие началось буквально пять лет назад. Сегодня, можно сказать, центр города сформирован… не то, что сформирован, будет правильнее сказать, что он построен. Сейчас мы уже занимаемся периферией.

Изначально строя столицу, возрождая свою столицу, мы хотели сделать город стилизованным под старину, и при этом современный в техническом отношении.

Когда в 90-х было принято решение построить города на том же месте, или возродить город, в планах было построить небольшой город с населением 30 тысяч человек. На сегодня это административный центр с населением более 20 тысяч человек. И когда город будет уже полностью завершен, население будет около 130 тысяч человек по нашим подсчетам.

Не скажу, что столкнулся с такими препонами и проблемами, которые нельзя преодолеть, я уверен, что непреодолимых проблем или препон в жизни не бывает. Ну да, были какие-то сложности. С чего мы начали? Я пришел, поставил перед собой цель, сел и подумал, что я хочу, что мы все хотим. Мы хотим, чтобы у нас был современный, красивый, комфортный для проживания город. Задача № 1, которую поставил передо мной глава Ингушетии, - это превратить Магас в настоящую столицу в полном понимании этого слова.

Магас построен за счет инвестиционных вливаний, за счет привлечения частных инвестиций.

Изначально строя столицу, возрождая свою столицу, мы хотели сделать город стилизованным под старину, и при этом современный в техническом отношении. Проблемы были с тем, что к пятиэтажным зданиям красивым пристраивали пристройки. Как в некоторых странах южных бывают всякие самостихийные пристройки в трущобах с базарчиками. Пришлось все это снести, убрать, всякие незаконные пристройки, к домам всякие постройки, не предусмотренные ни генпланом города, ни даже визуально. Компетентные специалисты сказали, что это просто недопустимо в современном городе.

Сегодня мы пристальное внимание уделяем детским площадкам, все дворы оборудованы детскими площадками, спортивными площадками, делаем зеленые зоны. Город был очень темным, мы полностью сделали в городе освещение, более того, стараемся и столбы современные поставить. Внимание уделяем светодиодным фонарям, потому что, во-первых, это серьезная экономия электроэнергии, плюс это долговечно и обслуживание тоже обходится намного дешевле. И дворы мы тоже осветили в Магасе светодиодными современными лампами.

Магас построен за счет инвестиционных вливаний, за счет привлечения частных инвестиций. Я считаю, первостепенная задача каждого градоначальника, это работа на земле, это, в первую очередь, чистота и порядок, это чистые дворы, убранный мусор, ухоженность, озеленение, инфраструктура города, очистные сооружения, ремонт.

Мы все приобрели велосипеды, я, мои заместители больше стараемся ездить по городу на велосипедах сами, меньше использовать служебный и личный транспорт.

Мы полностью убрали старые мусорные баки и поставили новые, которые даже внешне уже выглядят очень красиво, они вмещают намного больше мусора. Если у нас раньше в одном месте ставили по три бака, это полтора куба мусора, а тут подземные – это уже пять кубов. Это уже большая экономия ГСМ и рабочей силы, потому что подземный мусорный бак нужно один раз в день вывозить, т.е. это серьезная экономия средств, запах не разносится, мусор не разносится во время ветра. Мы начали прививать антимусорную культуру в городе.

Помимо мусорных баков мы везде ставим мусорные урны с раздельными отсеками. Это не ново, это общепринятая мировая практика, хотя в России мы пионеры. Добавлю от себя, что мы тут проявили оригинальность, добавили еще один отсек – мучные изделия, с учетом местных традиций. Надписи на урнах на трех языках: русский, государственный язык, наш язык ингушский, и английский язык – международный язык. Английский для того, чтобы приехавшие в город иностранные туристы ориентировались, и заодно, пользуясь случаем, чтобы местные жители, пусть это будет небольшая лепта, учили английские слова.

Да, есть скептики, которые говорили: зачем отдельно собирать мусор, если все равно это скидывается в одну кучу, в один кузов мусорный и увозится. Мы сначала поставили урну с отдельными отсеками, а потом оборудовали мусоровозку с раздельными отсеками. Потом научили мусорщиков правильно закидывать мусор, сегодня это все вывозится скидывается в общую кучу, но мы учим людей правильно бросать мусор. Когда мы найдем инвестора и сделаем мусороперерабытывающий завод, у нас уже вся система будет налажена.

Мы серьезное внимание уделяем велосипедному направлению, в первую очередь, я сделал велопаркинг прямо перед мэрией. Мы все приобрели велосипеды, я, мои заместители больше стараемся ездить по городу на велосипедах сами, меньше использовать служебный и личный транспорт. И начали в городе это развивать, сделали несколько велопаркингов и активно пропагандируем велодвижение. Как пилотный проект сделали велодорожку, а в будущем мы планируем проложить ее по всем улицам. Тот пилотный проект, который мы сегодня реализовали в городе, велодорожка, также сделана с учетом того, что мы скоро собираемся запустить велотакси.

Мы изобрели суперсовременные остановки, которым нет аналогов в мире. Мы изучили самые современные и красивые остановки в Дубае, в Париже, я сам лично их смотрел. Мы решили сделать еще лучше, круче, креативнее. Сначала мы определились с размерами, потом определились, где должны быть двери. Я целый месяц на работе ночевал, работал над этим проектом. В итоге на одном из заводов России нам изготовили эти остановки. Там два выхода, для людей, ожидающих транспорт, другой выход на дорожку, туда будет подъезжать велотакси. В зимнее время теплый пол, скамейки с подогревом. Более того, под скамейками стоят специальные обогреватели, которые подают горячий воздух для подсушки ног, в летнее время кондиционеры работают, охлаждают, плюс там кнопка вызова полиции, камеры высокого качества внутри и вокруг остановок, с которых ведется запись на съёмные накопители. Ещё там есть USB-подзарядки для телефонов, планшетов, WI-FI, телевизор для прокрутки социальных рекламных роликов, кофейные аппараты и электронные библиотеки. Из перечня книг, которые там указаны, можно закачать в течение нескольких секунд понравившуюся книгу. Я расположил остановки в шахматном порядке, для того, чтобы людям переходить дорогу было удобно, и, самое главное, очень безопасно.

Каждый народ должен думать о своей истории, возрождать ее, интересоваться ею.

Остановкам мы название дали не с привязкой к местности, как это обычно делается, а дали по историческим названиям. Во-первых, эти названия возрождают историю, на каждой остановке есть пояснения, сделаны специальные таблички, из дерева и из рыбьей кожи, это уникальная разработка, сделана ингушским кожевенником, где пояснение идет к каждой остановке. Туристы приезжают, им тоже эти названия интересны. Они спрашивают: «Кто такие дзудзуки?» - это далекие предки ингушей. Более того, мы оборудуем остановки солнечными батареями для того, чтобы не расходовать электроэнергию, чтобы они всегда работали автономно. Они в себе еще и практичную пользу несут. В первую очередь, мы заботились о наших людях, о тех, кто ожидает автобус или велотакси, беспокоились про их комфорт. Но эти остановки приносят прибыль, это и реклама, кофейные аппараты. Гости, туристы, которые приезжают, идут и смотрят эти остановки, фотографируют и показывают всему миру. Это одна из основных достопримечательностей сегодняшнего Магаса.

Мы планируем запустить суперсовременный трамвай, который не будет иметь аналогов в мире, это будет трамвай как для пассажиров, так и для туристов. Трамвай будет гибридный, т.е. на солнечных батареях и на аккумуляторах. В трамвае на 15 языках будет звуковая информация, все будет сопровождаться слайд-шоу, т.е. это история Ингушетии и Магаса. Будет отдельный отсек для инвалидов-колясочников, там же будет барная стойка.

Я думаю, что через три или пять лет мы получим город, о котором мы сегодня мечтаем. Это красивый, комфортный для проживания город, настоящая столица. Город Магас являлся столицей древнего государства Алании. Каждый народ должен думать о своей истории, возрождать ее, интересоваться ею. Мы построили въездную арку - аланские ворота. Я уверен, что она круче, чем Триумфальная арка в Париже.